16 сентября 2022

Калашников. Социальная деятельность.

продолжаем собирать кусочки пазла насыщенной биографии М.Т. Калашникова
Михаил Тимофеевич Калашников долгие годы был «закрытым», строго засекреченным человеком не только для внешнего мира, но и для своих соотечественников. Слово «Калашников» воспринимали как нечто нарицательное, связанное с лермонтовским купцом. Не удивительно — ведь трудился он в «ящике», каких в Советском Союзе было предостаточно.

Ни о какой популярности и речи не могло идти до определенного времени. В стране мало кто знал, где живет и трудится конструктор-оружейник Калашников, да и жив ли он вообще. До рассекречивания в начале 90-х годов XX века человек, вооруживший планету, жил скромно и замкнуто, а в подъезде его кирпичной пятиэтажки в Ижевске круглосуточно дежурил милиционер. Что и говорить — тайна за семью печатями. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Калашников получал письма и наказы от своих избирателей по почте: «Москва, Кремль, Приемная Верховного Совета СССР». Письма отправлялись в Москву, откуда их пересылали конструктору в Ижевск.

Фотография

Впервые своими воспоминаниями Калашников поделился в газете «Красная звезда» за 19 и 20 сентября 1957 года. Ну а по-настоящему выход в люди конструктора состоялся в 1959 году. Калашников тогда прибыл в Ленинград по приглашению Артиллерийского музея. Для встречи со знаменитостью в музее собралось 50–60 человек. После выступления были автографы, дополнительные вопросы. Некоторые с подвохом или подтекстом: намекали на молодость, отсутствие высшего образования, на плагиат. Запомнился Калашникову вопрос о том, как он относится к слуху, что конструкция автомата скопирована с немецкого образца.

Но даже при строжайшей секретности, слава Калашникова шла уже давно впереди него, поэтому появление Михаила Тимофеевича на общественных мероприятиях был только вопрос времени, как и выступление перед открытой аудиторией. Случилось это в 1975 году, по случаю приезда командира крейсера "Аврора" Ю.А. Федорова в город Ижевск. Калашникову пришлось выступить в зале Дома политпросвещения. Несмолкаемые аплодисменты членов ЦК ВЛКСМ и всех присутствующих, встретили Калашникова. Стало ясно, что это его не последнее выступление на публике.

Фотография

Фотография

Депутатская деятельность же Калашникова не была для галочки, так же он не воспринимал ее как ступеньку для карьерного роста. В ней он видел рычаги для решения вопросов, поставленные избирателями, как перед депутатом Верховного Совета СССР, в частности для решения проблем работников завода, искавших помощи у депутата, ведь, решение многих из них находилось в компетенции только директора завода. Михаил Тимофеевич прислушивался ко всем просьбам и жалобам и считал своим долгом помочь простым работягам, которые работали с ним бок о бок. 

Фотография

Впервые Калашников был избран депутатом в 1950 году (депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва). Самыми больными вопросами были социальные – обеспечение жильем и трудоустройство. Особенно нуждались воины, демобилизованные из армии. Большинство из них, пройдя фронтовыми дорогами, после войны оставались служить в армии еще по пять – семь лет. Их вхождение в мирную жизнь проходило весьма тяжело. У многих из них были семьи и маленькие дети.

Фотография

Калашникову приходилось очень часто отстаивать интересы рабочих с директором предприятия. Как позже он вспоминал:

– Скажи, а кто поможет мне в срок запустить новый конвейер на нашем главном производстве? Может, ты? Тут и твои высокие депутатские полномочия не принесут пользы, – устало и как-то грустно произнес директор завода.  – Сверху все жмут: «Давай!», все грозят карами: «Пеняй на себя, если не исполнишь в срок». У кого мне-то найти поддержку, чтобы не сломаться?
– Так как же, сможем мы решить вопрос с жильем хотя бы для одного работника? – снова задал я вопрос директору завода.

Фотография

Не было в Верховном Совете СССР «лоббистов от денег», за спиной которых стояли бы финансовые или криминальные структуры. Да и криминал в то время был далек от законотворческой власти.

В кабинетах ему приходилось обращаться не только для решения вопросов своего избирательного округа, но и помогать всей маленькой автономной республике Удмуртия. А проблем в то время было много, тем более, в провинции. Строительство больниц, заводов, дорог, школ не обходилось без вмешательства избранников народа: все просили помочь, у всех были «особые обстоятельства».

Кандидатуры будущих депутатов тщательно подбирались областными и республиканскими властями – по одному от каждого территориального округа. На каждой встрече кандидату в депутаты давались «наказы». Они-то впоследствии и были основой той программы, которую депутат выполнял за годы своего пребывания в Верховном Совете. Хождение во власть в те времена было тяжелым и ответственным поручением народа, часто связанным с ограничением личных планов и интересов.

Фотография

Несколько созывов Калашников был членом бюджетной комиссии, разрабатывавшей проект бюджета страны. Для работы в комиссиях депутатов вызывали в Москву иногда за месяц до очередной сессии. В то время не было никаких «депутатских домов», никто не старался стать за время своего «депутатства» жителем столицы. Все всегда жили в гостиницах и считали это нормальными условиями для выполнения своих депутатских обязанностей. По окончании сессий иногородние депутаты спешили на поезда и самолеты, чтобы поскорее вернуться домой – к своим семьям, к основной работе, к избирателям.

После возвращения из Москвы в течение месяца они ездили по предприятиям своих округов с отчетами о проделанной работе. Встречаясь с людьми, принимали с благодарностью их критику и пожелания. А между сессиями вели обязательные приемы избирателей как по личным вопросам, так и по вопросам целых предприятий. Часто приходилось депутатам встречаться и с горем, и с обидами, а иногда и с обманом. Но конечно же были и те, кто приходил и благодарил за помощь.

В небольшую квартиру Калашникова, в кабинет Калашникова, «на депутатский прием» стали приходить люди со своими просьбами, жалобами, советами. Для того, чтобы никто не мешал, жена Екатерина заботливо закрывала двери, объясняя детям, что они должны соблюдать тишину в доме. 

Фотография

На прием приходили разные люди. Приходили и многодетные матери, оставшиеся после войны без мужа, а, значит, без материальной поддержки. Они обычно просили или помочь с жильем, или устроить их на работу, или ребятишек определить в интернат. Приезжали из села «погорельцы» – те, кто после пожара остался без дома, и просили помочь хоть чем-нибудь. Порой приходили непризнанные изобретатели. Они раскладывали передо ним свои рисунки и чертежи и шепотом рассказывали о своих открытиях. 

Везде, где не появлялся Михаил Калашников, всегда царила атмосфера громкого события. Многие хотели поговорить или хотя бы увидеть своими глазами живую легенду стрелковой отрасли. Ажиотаж был практически везде, где бы не появлялся знаменитый конструктор, не говоря уже о том, когда он появлялся на глазах простых солдат.

Фотография

После таких встреч за боевой дух Армии можно было не беспокоится. Своей энергией Михаил Тимофеевич делился буквально со всеми. Это было своеобразное секретное оружие Калашникова - заряжать людей, вдохновлять и объединять ради общей цели.

Фотография


Использованная литература:
Ужанов Александр «Михаил Калашников», 2009г.
Калашников М. Т., Калашникова Е. М. Калашников: траектория судьбы, 2004, 2007.
Добавить в избранное
Поделиться

Мы в соцсетях

Рекомендуем: