Биография А.И. Судаева
Судаев Алексей Иванович
Годы жизни: 23 августа 1912 года - 17 августа 1946 года.
Место рождения: город Алатырь, Чувашия.
Где изобретал: Щуровский полигон, Сестрорецкий завод в Ленинграде
Основные изобретения: ППС-42, ППС-43, АС-44, ОАС
Основные награды: орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового образца автоматического пистолета-пулемёта ППС-43.
Родился в 1912 году, на севере Чувашии, на левом берегу реки Суры, в расположенном и основанном ещё в XVI веке городе Алатырь, Симбирской губернии. Советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат Сталинской премии второй степени.
С юных лет он рос сообразительным, общительным и трудолюбивым мальчиком. Он любил что-то мастерить и рисовать. Он рисовал легко, красиво и вдохновенно. И эту страсть он сохранил на всю жизнь. Его любимыми предметами в школе были физика, математика и немецкий язык. Первым наставником Алеши был его отец. Он часто брал сына на работу на почту, знакомил его с устройствами и принципом их работы, вместе же их и ремонтировали. Отец - Иван Нилович Судаев, работал телеграфным механиком почтово-телеграфного округа в Казани. Умер отец в 1924 году, когда Алексею было 12 лет. Алексея и двух его сестер воспитывала мать в одиночку.
В 1929 году Судаев закончил профтехшколу и поступил на работу слесарем. Два года работал на стройке, приобрел опыт в строительном деле, начал заниматься изобретательской и рационализаторской деятельностью. Поступив учиться в Горьковский строительный техникум на отделение промышленного транспорта, он самостоятельно погрузился в чтение различной технической литературы и увлекся черчением. После окончания в 1932 году Горьковского строительного техникума (отделение промышленного транспорта) работал в «Союзтрансстрое» на должности техника участка в селе Рудничное Саткинского района Уральской области (в настоящее время Челябинская область).
Работая техником участка “Союзтрансстроя” в Уральской области, Судаев впервые опробовал свои силы в качестве изобретателя. Он предложил Красной Армии проекты “Автоматическая стрельба из пулемета посредством действия инфракрасных лучей” и “Бензиномер”. Тогда же молодой изобретатель получил первое авторское свидетельство № 42576 (в 1932 г.) на пневматический опрокидыватель для саморазгружающихся платформ и приспособление против угона (смещения) рельсов (в 1933 г.).
В 1934 году Алексея Судаева призвали в армию. Армейская служба закалила его характер, научила жить и работать строго по уставу. Здесь он также занимался рационализаторством, проявил большой интерес к оружию. Как он вспоминал впоследствии, «уже в армии появилось желание отдать свои силы и способности делу совершенствования отечественного оружия».
Через 2 года года красноармеец Судаев бал уволен в запас и в сентябре стал студентом механического факультета Горьковского индустриального института. Обучаясь в институте, Алексей Иванович мечтал стать военным инженером- артиллеристом и все свое свободное время студент отдавал изучению стрелкового оружия. 10 октября 1938 года он становится слушателем третьего курса факультета вооружения Артиллерийской ордена Ленина академии Красной Армии имени Ф.Э. Дзержинского (в царское время именовалась Михайловской). Не прошло и года, как командование академии отметило в служебной аттестации незаурядные конструкторские способности Судаева, его склонность к научно-изобретательской деятельности. В ноябре 1939-го ему присвоили первое офицерское звание - младшего воентехника, а ровно через год - лейтенанта. В академии Судаев более трех лет работал над созданием автоматического пистолета. Именно этот пистолет-пулемёт калибра 7,62 мм стал темой дипломного проекта, который Алексей Иванович успешно защитил весной 1941 года. Оканчивает академию Судаев на отлично и ему присваивается еще одно звание - военного инженера 3- го ранга.
Руководитель факультета вооружения артакадемии генерал-лейтенант А. Благонравов так отзывался о своем воспитаннике:
"Еще в бытность свою слушателем артиллерийской академии А.И. Судаев привлекал к себе внимание своими незаурядными конструкторскими способностями. Его дипломный проект выделялся из ряда проектов оригинальностью отдельных механизмов”.
После успешной учебы его направляют на работу в научно- исследовательский полигон стрелкового и минометного вооружения Красной Армии (НИПСВО). На полигоне Алексей Иванович преображался. Вокруг него сплотился целый коллектив молодых оружейников. По его советам они изучали, анализировали современное оружие, придумывали методы тактических испытаний. Это было ноу хау тех времен в оружейном деле.
Его же первой практической задачей была разработка упрощенной конструкции зенитной машины. Судаев сконструировал простую по устройству зенитную пулеметную установку, производство которой было налажено на одном из московских предприятий из доступных материалов. После этого руководство НИПСВО перенацелило молодого конструктора на создание такого нового и перспективного автоматического стрелкового оружия для Красной Армии, как пистолеты-пулеметы.
Знаменитый ППШ – пистолет-пулемёт (автомат) Шпагина - начал поступать в войска в конце 1941 года. Всем он оказался хорош, да был несколько тяжеловат и труден в изготовлении. Красная же армия остро нуждалась в более легком и компактном автомате. За короткое время ему надо было спроектировать, а затем и внедрить в производство более совершенный, более надежный и безопасный в боевой работе образец огнестрельного оружия, не уступающий не только образцам ПП, но и образцам армии немецкого вермахта.
Алексей ушел в работу с головой и уже в апреле 1942 года состоялись его первые полигонные испытания. В конкурсе на разработку нового пистолета- пулемета (ПП) так же приняли участие многие выдающиеся советские конструкторы стрелкового оружия: В.А. Дегтярев, Р.С. Шпагин, С. А. Коровин, Н.В. Руковишников.
С своей задачей Судаев справился. По своим характеристикам он был сопоставим с пистолетом-пулеметом Дегтярева и пистолетом-пулеметом Шпагина, но даже со вставленным магазином был легче их на 1,7-1,8 кг. При этом для его изготовления требовалось в 2 раза меньше металла и в 3 раза трудозатрат.
После их завершения комиссия ГАУ и Генштаба установила:
“Пистолет-пулемет конструкции А.И.Судаева по безотказности работы автоматики в условиях сильного загрязнения, кучности боя, удобству при стрельбе, носке, действию в траншеях, блиндажах, при переползании на поле боя и другим боевым характеристикам превосходит пистолет-пулемет конструкции Г.С. Шпагина (ППШ-2)”.
Проявил интерес к этому образцу и конструктор С.Г. Симонов, пришедший с «четвертого направления», где испытывается его карабин. Здесь же испытываются его ручные пулеметы. Подошедший к нему Дегтярев, бросив взгляд в сторону лежащего на стеллаже разобранного автомата, заметил:
— Умная система, Сергей Гаврилович, ничего не скажешь. Хорошая смена к нам с тобой подходит.
— Вполне согласен с Вами, Василий Алексеевич. Сейчас, говорят, эта система прошла запыление без единой задержки.
28 июля 1942 года пистолет-пулемет ППС-42 был принят на вооружение, а после некоторых изменений — как «Пистолет-пулемет Судаева образца 1943 г.» (ППС-43). Алексей Иванович был откомандирован в блокадный Ленинград, так как производство автомата было приказано наладить на Сестрорецком заводе.
Судаев настолько предельно просто сконструировал свой пистолет-пулемет (ППС состоял всего из 73 деталей), что детали его оружия в силу простоты могли изготавливаться даже на предприятиях, не приспособленных под оборонные нужды. Опытные же образцы сразу отправляли на поле боя. Сам Судаев постоянно выезжал в действующие части на Карельский перешеек, Ораниенбаумский плацдарм, чтобы посмотреть свое оружие в деле. Несмотря на все сложности, которые преподносила ВОВ, производство ППС удалось наладить не менее 1000 штук в день. В течение 1943 года было выпущено 46572 автомата. Да, ППС не перегнал по объемам выпуска ППШ (которые не были приостановлены), исходя из того, что уже объем выпуска ППШ перевалил за миллион и полностью его заменять на ППС было просто нерентабельно. Однако легкость и надежность работы ППС позволили ему занять главенствующее место на вооружении бронетанковых и воздушно-десантных войск, разведывательных частей, саперных частей и партизан, наиболее нуждавшихся в таком оружии. По мнению многих оружейников, пистолет-пулемет Судаева стал одним из лучших образцов стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны.
В Советских Вооруженных Силах ППС служили до середины пятидесятых годов прошлого века, как в спецподразделениях – ВДВ и морской пехоте, так и в качестве штатного оружия экипажей бронетехники. На базе ППС-43 Судаев создал 9 различных вариантов опытных пистолетов-пулеметов, в том числе с постоянным деревянным прикладом, со складным клинковым штыком, без дульного тормоза-компенсатора, с измененной конструкцией подвижной системы автоматики, с подвижным стволом.
В конструкции ППС-43 было достигнуто то, чего не удавалось добиться ни в проверенных и отработанных образцах довоенного периода, ни в суррогатных изделиях военного времени, пугающих внешней грубостью форм и отделки. Это высокая кучность стрельбы, легкость и компактность, простота конструкции и обслуживания.
1943- 1944 годы Алексей Иванович продолжал работать над конструкцией автомата, и в 1945 году Садаев представил ГАУ два оригинальных образца автомата АС-44 (под промежуточный патрон, пришедший на смену пистолетам-пулеметам), изготовленных Тульским оружейным заводом. Их автоматика работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола, а запирание осуществлялось перекосом затвора в вертикальной плоскости. Они различались только конструкцией ударного механизма: один – ударниковый, второй – курковый. Спусковой механизм не имел специального переводчика вида огня, производство огня одиночными выстрелами осуществлялось шепталом с перехватом. Автомат оснащался секторным магазином емкостью на 30 патронов.
Автоматы были подвержены войсковым испытаниям. Испытания прошли не слишком гладко. Живучесть некоторых деталей была неудовлетворительной. В результате комиссия пришла к выводу:
«Автомат под патрон образца 1943 г. может занять соответствующее ему место в системе стрелкового вооружения в армии и заменить штатные пистолеты-пулеметы (ППД-40, ППШ-41, ППС-43) при условии, что он не будет уступать им по маневренным качествам и кучности автоматической стрельбы»
Надо сказать, что АС-44 предшественник системы АК автомат, имел лучшее положение центра массы подвижной системы по отношению к оси оружия. Об этом говорит и то, что канал ствола автомата Судаева свободно просматривался со стороны «казны», чему не препятствовала тыльная часть ствольной коробки.
В октябре 1945 года он завершил работы по разработке нового ручного пулемета «7,62-мм облегченный автомат Судаева» (ОАС). Представлял собой облегченный вариант АС-44, с отсутствие сошек. Однако предварительные заводские испытания ОАС показали, что кучность боя у него при стрельбе лежа с упора на все дальности оказалась гораздо хуже, чем у АС-44, что объяснялось усилением отдачи из-за потери массы.
К сожалению, упорная работа в условиях ленинградской блокады сказалась на здоровье Судаева. Серьёзная болезнь (по некоторым источникам язва желудка) подкосила конструктора в расцвете сил. Он продолжал свой труд до последнего: его больничная палата была больше похожа на рабочий кабинет, так как была заполнена чертежами, схемами и прочими бумагами.«Производство легкого автомата Судаева для полевых испытаний нецелесообразно без дополнительных доработок с целью повышения живучести деталей и устранения недостатков, отмеченных в ходе испытаний завода-изготовителя.
В 1946 году инженер- майор Судаев тяжело заболел и 17 августа 1946 года в Кремлевской больнице скончался в рассвете своих творческих сил. Трагическая смерть конструктора оборвала его перспективные проекты. Он умер на тридцать четвертом году короткой, но яркой жизни, оставив после себя множество незавершенных планов. Советское государство высоко оценило конструкторскую деятельность Алексея Ивановича Судаева, наградив его орденом Ленина, орденами Отечественной войны.
Упавшее знамя незавершенного ОАС пришлось совершенствовать уже другим конструкторам: Никонову, Коробову, Афанасьеву и мало пока еще в том время известному Калашникову, который впитывал как губка знания от своих товарищей. Через 2 года, наработки Судаева воплотятся в знаменитом АК-47, который, к слову, внешне очень похож на АС-44. Сложно сказать, каким бы был АК-47, если бы Судаев не состоялся как конструктор. Позже Михаил Тимофеевич Калашников вспоминал:
«Одержимость — это качество я отметил бы еще в характере Судаева. Он ставил перед собой цель и непреклонно шел к ней. Алексей Иванович буквально загорался работой, не любил приблизительности, неопределенности, разбросанности. Будучи от природы очень одаренным человеком и уже умудренным опытом конструирования, Судаев щедро делился со мною своими знаниями. Как сейчас помню его слова: «Делай все проще, не гонись за ненужной оригинальностью».
Похороны прошли в Москве на Ваганьковском кладбище. Надгробие Судаева было выполнено из полированного габбро-норита. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" рассматриваемый объект был включен в список памятников культуры регионального значения.
28 сентября 2022 года, в Нижнем Новгороде была установлена мемориальная доска Алексею Ивановичу Судаеву. Доска появилась на главном корпусе НГТУ им. Р.Е. Алексеева, в котором Алексей Судаев учился в 1936-1938 годах.
На родине Судаева также не забыли и в его родном городе Алатыре появилась памятная доска.
Мы в соцсетях
Комментарии