20 января 2022

Цифровое оружейное будущее

Часть 1

Во многих отраслях российской экономики новые технологи уже нашли свое применение. Мы пользуемся госуслугами, в электронном виде записываемся к врачу, своевременно получаем налоговые и иные уведомления. Электронная система управления очередью уже скоро будет отнесена к разряду устаревших. Но что могут дать вооруженному человеку новые цифровые технологии? К чему это приведет? Какие существуют риски и угрозы? Давайте разбираться.

Для того, чтобы понять куда и как идти, взглянем на текущую ситуацию. Итак, сегодня диджитализация оборота оружия делится на 2 большие группы: 

К первой группе относятся цифровые процессы при производстве оружия и патронов. Это компьютерная разработка, проектирование, цифровая апробация, тестирование и формирование электронных архивов. Данные процессы предназначены для облегчения изготовления оружия, решая при этом вопросы удешевления продукции. 

Nature

Второй блок — это контроль за оборотом оружия. Напомним, что еще в далеком 1998 году постановлением Правительства Российской Федерации № 814 МВД России было предписано разработать и ввести в действие Автоматизированную информационно-поисковую систему (АИПС). До реформы эта система принадлежала МВД позже была передана в Росгвардию.

На ранних этапах АИПС позволяла только вести учет гражданского и служебного оружия в единой системе. При это надо сказать, что АИПС была очень защищена. Это подтверждается фактом, что еще никому не удалось украсть эту базу. Мы все помним, как в «лихие 90-е» на Горбушке можно было купить диски с любыми базами. От прописки и автомобилей, до телефонов и кадастровых выписок. Все эти базы нелегально копировались и продавались. Но оружие не попало в продажу ни разу. 

Позже АИПС трансформировался в Систему централизованного учета оружия (СЦУО), который помимо учета оружия, уже имел ощутимо расширенный функционал и представлял фактически рабочее место сотрудника лицензионно-разрешительной работы. СЦУО имело несколько подсистем:

  • учета и контроля владельцев оружия (физические лица);
  • учета юридических лиц;
  • учета и контроля за приобретением и вывозом иностранцами;
  • учета частных охранников;
  • ведение реестра наградного оружия;
  • ведение реестра охраняемых объектов ЧОПами;
  • несколько служебных подсистем для функционирования АИПС (бланки, администрирование, ссылочный массив и т.д.).


Подсистема учета владельцев оружия помимо узковедомственных задач сотрудников лицензионно-разрешительной работы позволяла подавать соответствующие заявления через портал государственных услуг (ПГУ). Это, пожалуй, есть единственный плюс для владельцев оружия.

Подсистема учета юридических лиц позволяет подавать заявления через ПГУ, получать начисления и штрафы, управлять сведениями о персонале, получать информацию о рассмотрении обращений. Сегодня эта система, к сожалению, не адаптирована для полновесной работы юридического лица, использующего оружие.

Учет ввоза и вывоза иностранцами, учета охранников и ведения различных реестров настолько специфичны, что мы предлагаем читателю их пока рассматривать, чтобы не путаться.

Но Росгвардия тестирует уже следующую ступень цифровизации – Федеральная платформа по контролю за оборотом оружия и управления охранными услугами (ФПКО). Многие уже наверняка скептически восклицают – ну вот, очередное цифровое рабство. Но не спешите с выводами.

Принципиальная разница между ФПКО и предыдущими системами – появились первые минимальные, пусть банальные, но сервисы не для сотрудников полиции, а для бизнеса, владельцев оружия и прочих граждан. Уже можно проверить удостоверение частного охранника или лицензию на частную детективную или охранную деятельность, заглянуть в реестры технических средств охраны и их производителей и монтажных организаций, найти интересующее оружие в Кадастре. 

Nature

Необходимо отметить, что это достаточно большой шаг вперед. Мы видим, что ограничено, но все же появляются государственные услуги, которые необходимы участникам оборота оружия. Догмат «контроля за оборотом оружия» начал меняться на предупредительно-профилактический курс. Теперь, к примеру, руководитель магазина по торговле оружием может проверить лицензию охранной организации, с которой заключает договор. Может убедиться, что заступающие на дежурство охранники имеют подлинное удостоверение охранника. Имеет возможность выбрать в реестре ТСО необходимое оборудование, а также найти производителей ТСО и монтажников. Другие участники оборота оружия также могут пользоваться этими сервисами совершенно бесплатно.

Но вот вопрос: достаточно ли этого в рамках всеобъемлющей цифровой трансформации? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующих статьях. Не пропустите.

Добавить в избранное
Поделиться

Мы в соцсетях